Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время, когда голосование и подсчет голосов разделены между собой, в том числе значительным промежутком времени, да еще в стадии подсчета голосов имеются определенные этапы, подстадии: сдача протоколов об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию, внесение данных в государственную автоматизированную систему «Выборы», - на каждой из этих стадий и подстадий возможно искажение волеизъявления избирателей.
Надо заметить, что в тех странах, где проводятся выборы, периодически отмечаются фальсификации. Факты искажения волеизъявления народа при проведении выборов являются общемировой проблемой. Например, избирательная система Англии часто подвергалась фальсификациям на местном уровне.1 Применительно к выборам 2011 г. Ю.А. Нисневич отмечает: «В Интернете, начиная непосредственно со дня голосования, стали публиковаться тысячи свидетельских показаний, включая и видеозаписи, о фактах фальсификации с использованием таких грязных технологий, как вброс бюллетеней в стационарные и выносные ящики для голосования, «карусель» с открепительными удостоверениями и «рисование» протоколов».2 Реализация конституционного права избирать и быть избранным предопределяет существование и угрозу искажения волеизъявления избирателей, а значит, и угрозу искажения власти народа.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с избранием депутатов государственной думы.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок избрания государственной думы, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение порядка избрания депутатов государственной думы.
Задачами работы ставится:
Изучить выборы депутатов Государственной Думы;
Проанализировать особенности избрания депутатов Государственной Думы в РФ;
Рассмотреть особенности избрания депутатов Государственной Думы в РФ;
Исследовать состав и порядок формирования Государственной Думы: выборы в Государственную Думу;
Рассмотреть подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы;
Проанализировать актуальные поправки избрания депутатов Государственной Думы РФ;
Определить перспетивы развития правового регулирования избрания депутатов Государственной Думы РФ.
Методология исследования складывается из общенаучных и специально-научных методов, которые были использованы при проведении исследования в рамках настоящей работы. Общенаучные методы: диалектический и метод логического анализа. Специально-научные методы: метод правового анализа, метод сравнительно-правового анализа, метод анализа материалов правоприменительной практики.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых экономистов в рассматриваемой области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Праовое регулрование и особенности выборов депутатов Государственной Думы
1.1. Выборы депутатов Государственной Думы
Всеобщее избирательное право позволяет совершеннолетнему гражданину РФ избирать и быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении 21-летнего возраста - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти (ст. 97 Конституции РФ,3 п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Согласно п. 13 ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав депутат - это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий соответствующих органов или депутатов (ст. 9 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4 (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
По общему правилу днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов (п. 3 ст. 10 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования (п. 7 ст. 10 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
На основании ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении5 муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Согласно п. п. 1, 3 ст. 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным.
Итоги выборов депутатов подлежат официальному опубликованию (обнародованию) (п. 4 ст. 72 Закона об основных гарантиях избирательных прав, ч. 4 ст. 93 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, ч. 4 ст. 23 Закона о местном самоуправлении).
Важно отметить, что сейчас сохраняются широкие возможности для совершенствования избирательного законодательства. Опыт последних лет дает много примеров (начиная с уточнения избирательных формул на выборах депутатов Государственной Думы и заканчивая алгоритмами
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
7. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.
8. Федеральныйй закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
9. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 170.
10. Гриб В.В. Система избирательных комиссий РФ как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 44.
11. Дзидзоев Р.М. Некоторые мысли по итогам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 42 - 44.
12. Дзидзоев Р.М. Партийная система и вопросы избирательной демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 3. С. 38.
13. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. 2018. 9 октября. URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html.
14. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 34.
15. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 31.
16. Макарцев А.А. Организационно-правовой режим избирательных комиссий в РФ: проблемы реализации правового статуса // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. N 3(13). С. 52.
17. Нисневич Ю.А. Электоральная коррупция в России: политико-правовой анализ федеральных избирательных кампаний в 2003 - 2012 годах. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014. С. 155.
18. Осейчук В.И. О лучших представителях народа, чистых и честных выборах // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 32.
19. Сизых Ю.А. Легитимация политической власти посредством проведения выборов // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 30.
20. Степанова А.А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 35.
21. Чашин А.Н. Предпосылки кодификации избирательного законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 40.